Аккорды «Исаак Шварц»

Исаак Шварц
И.И. Шварц – народный артист России, лауреат Государственной премии России, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России и Российской академии кинематогарфических искусств «НИКА». В 2000 году ему была присуждена Царскосельская художественная премия «За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIX–XX веков». В 2003 году И.И. Шварцу присвоено звание почетного гражданина Ленинградской области. Родился 13 мая 1923 года в городе Ромны Черниговской области (Украина)… Читать полностью... И.И. Шварц – народный артист России, лауреат Государственной премии России, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России и Российской академии кинематогарфических искусств «НИКА». В 2000 году ему была присуждена Царскосельская художественная премия «За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIX–XX веков». В 2003 году И.И. Шварцу присвоено звание почетного гражданина Ленинградской области. Родился 13 мая 1923 года в городе Ромны Черниговской области (Украина) - умер 27.12.2009 года поселок Сиверский Ленинградской области Россия (Russia). Отец – Шварц Иосиф Евсеевич (1889 г. рожд.). Мать – Шварц Рахиль Соломоновна (1890 г. рожд.). Супруга – Нагорная Антонина Владимировна, экономист. Дочь – Лапшова Галина Исааковна. Исаак Шварц вырос в интеллигентной, хорошо образованной семье. Его дед по отцовской линии имел духовное звание, в начале XX века он переехал в Ромны из Прибалтики. Бабушка по линии матери была в родстве с известным скульптором Антокольским. Отец Шварца – филолог, окончил Петербургский университет, мама – выпускница Киевского коммерческого института, преподавала математику, литературу и русский язык в школе. Родители с ранних лет привили Исааку и его сестрам Софье и Марии любовь к чтению и музыке, которую Иосиф Евсеевич очень любил, сам был обладателем красивого, сильного голоса. В 1930 году семья Шварца переехала в Ленинград, где он начал заниматься в Доме художественного воспитания детей (ДХВД) по классу рояля у преподавателя А.С. Замкова. В доме часто собирались друзья отца по университету и устраивали настоящие музыкальные вечера. В Ленинграде Иосиф Евсеевич познакомился с молодым Д.Д. Шостаковичем, творчество которого очень ценил и талантом которого не переставал восхищаться. Старшая сестра Шварца – Софья, в то время уже студентка консерватории, была прекрасной пианисткой. Именно она познакомила его с произведениями Моцарта, Бетховена, Чайковского, Бизе и других классиков. В 1935 году в жизни 12-летнего Исаака Шварца произошло очень важное событие. Он принял участие в концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии – в сопровождении оркестра филармонии блестяще исполнил 1-ю часть Первого концерта Шопена. Юного пианиста заметил выдающийся музыкант и педагог профессор Леонид Владимирович Николаев. Шварц начал брать у него уроки, не оставляя занятий у А.С. Замкова. Однако вскоре случилось несчастье, в корне изменившее его судьбу, – 9 декабря 1936 года отец Исаака, едва оправившись после перенесенного инфаркта, был арестован органами НКВД. Этот день стал роковым для всей семьи. После изнурительных допросов в марте 1937 года Иосиф Евсеевич был осужден по 58-й статье за «антисоветские разговоры» и приговорен к 5 годам лишения свободы. Из заключения он не вернулся – погиб в лагере... Летом того же года Рахиль Соломоновну с детьми выслали из Ленинграда в Киргизию, в город Фрунзе. Здесь она устроилась работать на швейную фабрику. Роль кормильца в семье занял 14-летний Исаак: он начал давать частные уроки игры на фортепиано детям местных чиновников. Учась в школе и давая по 3–4 урока в день, он выкраивал время для самостоятельных музыкальных занятий, как только удавалось найти где-либо «порядочный» инструмент, что было крайне непросто в условиях ссылки. В ссылке судьба свела Шварца со многими образованнейшими людьми (среди «спецпереселенцев» были филологи, историки, философы), общение с которыми обогатило его на всю жизнь, во многом предопределило будущую работу композитора над музыкальным оформлением спектаклей и кинофильмов по произведениям русских классиков Ф. Достоевского, А. Пушкина, А. Островского, А. Гончарова, И. Тургенева, А. Чехова, Л. Толстого, М. Горького. В 1938 году Исаак Шварц начал брать уроки композиции у замечательного педагога В.Г. Фере. В последующие годы ссылки он приобрел ценные профессиональные навыки, работая концертмейстером в Киргизском государственном театре. Во время Великой Отечественной войны он руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа. В 1943 году он женился, вскоре родилась дочь Галина. Во Фрунзе Шварц познакомился с сестрой Д.Д. Шостаковича Марией Дмитриевной, пианисткой, сосланной по аналогичному поводу. Когда в 1945 году срок ссылки окончился, по ее просьбе Дмитрий Дмитриевич принял Шварца в Ленинграде. Шостакович обратился к профессору Ленинградской консерватории Б.А. Арапову с просьбой принять талантливого музыканта, несмотря на его слабую теоретическую подготовку, в свой класс композиции на 1-й курс, с условием, что Шварц интенсивно займется теоретическими дисциплинами. Исаак Иосифович вспоминает, что при первой же встрече Дмитрий Дмитриевич отнесся к нему с большой теплотой и участием. В дальнейшем Шостакович следил за развитием его творчества, помогал советами, радовался его удачам. Класс Б.А. Арапова был одним из наиболее многочисленных по составу, в 1940-е годы у него занимались Ю. Балкашин, Д. Толстой, Ю. Ефимов, И. Акбаров, А. Пэн (Чернов), М. Симанский, Н. Червинский. Б.А. Арапов добивался от своих студентов профессионального овладения традициями русской композиторской школы, особое внимание уделял сочинениям крупной формы, прививая своим ученикам основы симфонического музыкального мышления. Занимаясь у Б.А. Арапова, Исаак Шварц написал Сонату для скрипки и фортепиано (соль минор), Струнный квартет, романсы на стихи Пушкина, Тютчева, Фета, Полонского, Гейне, Вариации для фортепиано, Арию для скрипки с фортепиано. В этих произведениях впервые раскрываются творческие устремления молодого композитора. В особенности это относится к Скрипичной сонате, привлекающей горячей «общительностью» высказывания, сочными контрастами лирических и жанровых музыкальных образов, естественной свежестью мелодики и гармонического языка. Соната с большим успехом неоднократно исполнялась в студенческих концертах другом композитора, впоследствии выдающимся скрипачом Михаилом Вайманом. Романсы Шварца, написанные им в годы учебы, исполнялись в концертах известными ленинградскими певцами С.Н. Шапошниковым, Н.Л. Вельтер и др. Плодотворным оказалось и творческое общение с композитором О.А. Евлаховым, у которого Шварц учился последние два года своего пребывания в консерватории (1950–1951). Под руководством О.А. Евлахова написана кантата «Дума о Родине» на стихи А. Чепурова для солиста (баса), хора и симфонического оркестра в 3 частях, баллада для баритона с оркестром «Солдат и вьюга» на стихи М. Светлова, романсы на стихи В. Орлова, С. Щипачева, а также 1-я часть Симфонии фа минор – сочинения, принесшего Шварцу первый серьезный успех. Работа над симфонией была закончена в 1954 году. Это произведение в 4 частях – лирико-эпическое повествование композитора о молодом человеке, своем современнике, которому присущи горячность и непосредственность юности, активная действенность помыслов, благородство чувств. От романтической порывистости, душевной тревоги, напряженных поисков к мужественной решимости, волевой энергии – таков путь эмоционального развития музыки. Раскрывая внутренний мир героя, автор рисует картины современной жизни. Отсюда и органичная связь мелодики симфонии с интонациями советских массовых песен, с народной музыкой. Это произведение, тепло принятое слушателями, с момента премьеры 6 ноября 1954 года неоднократно исполнялось в Большом зале Ленинградской филармонии (дирижеры Б. Хайкин, А. Янсонс, К. Элиасберг, Н. Рабинович, К. Зандерлинг, Э. Крикуров). В 1955 году симфония прозвучала на VIII Всесоюзном пленуме правления Союза композиторов в Москве (дирижер А. Гаук), на котором Исаак Шварц был принят в Союз композиторов. В 1958 году была издана партитура симфонии. В последующие годы И. Шварц пишет светлую, колоритную по оркестровке Молодежную увертюру для симфонического оркестра (1957), балеты «Накануне» (либретто А. Белинского) и «В стране чудес» (либретто Л. Якобсона). Балет «Накануне» (Ленинградский государственный академический Малый театр оперы и балета, 1961) вдохновлен сюжетом и образами знаменитого романа И.С. Тургенева. Музыка балета увлекательно повествует о людях и событиях романа. Композитор умеет передать и «лирический пафос» своих героев, и героический порыв, и прерывистые интонации взволнованной речи, заставляет учащенно биться пульс музыки в напряженные моменты жизни героев. Сюита из балета часто исполнялась в концертах оркестром Ленинградской филармонии. Другой балет, «Страна чудес» (1967), поставленный в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова, явился плодом сотрудничества композитора с выдающимся хореографом Леонидом Якобсоном. Повествование о войне с фашизмом здесь облачено в форму русской сказки, музыкальное решение которой связано с традициями Римского-Корсакова, Стравинского и Прокофьева. Сотрудничество с Л. Якобсоном стало важной вехой в творческой судьбе композитора. Для знаменитых «Хореографических миниатюр» Якобсона Шварцем были написаны музыкальные номера «Сильнее смерти», «Подвиг», «Вакханалия» и «Лирический вальс». Возможность творческого сотрудничества с виднейшими мастерами театра и кино привлекла Шварца к работе над музыкальным оформлением драматических спектаклей и фильмов. В конце 1950-х годов им была написана музыка к знаменитым постановкам Георгия Товстоногова «Идиот» Ф.М. Достоевского и «Горе от ума» А.С. Грибоедова в Ленинградском академическом Большом драматическом театре имени М. Горького. В дальнейшем прославленный режиссер вновь обратился к музыке Шварца, работая над спектаклями «Не склонившие головы» Н. Дугласа и Г. Смита и «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского. В разное время композитор сотрудничал также с другими театрами Ленинграда и Москвы. Он автор музыки к спектаклям «Доходное место» А. Островского (Ленинградский театр имени А. Пушкина, режиссер Р. Суслович), «Лес» А. Островского (ЦТСА, режиссер В. Мотыль), «Молва» А. Салынского (Московский театр имени В. Маяковского, режиссер А. Гончаров) и многим другим (всего свыше 35 спектаклей). В театре в полной мере раскрылось яркое лирическое дарование И. Шварца, присущий ему тонкий психологизм, незаурядное чутье музыканта-драматурга. В 1958 году И. Шварц дебютировал в кинематографе, став автором музыки к картинам «Неоплаченный долг», «Наш корреспондент» и «Балтийское небо». С этих пор работа в кино на долгие годы стала главной в творчестве композитора. Он успешно сотрудничал с такими крупнейшими кинорежиссерами страны, как И. Пырьев, М. Ромм, И. Хейфиц, С. Микаэлян, В. Венгеров, М. Швейцер, Ю. Карасик, В. Мотыль, С. Соловьев, Н. Губенко, Г. Аронов, А. Бобровский, А. Герман, П. Тодоровский, Р. Нахапетов, С. Бодров, П. Лунгин, В. Бортко, Е. Татарский. Исаак Шварц написал музыку более чем к 110 фильмам, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа: «Братья Карамазовы», «Живой труп», «Дикая собака Динго», «Семейное счастье», «Карусель», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Соломенная шляпка», «Егор Булычов», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Дерсу Узала», «Из жизни отдыхающих», «Избранные», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Обрыв», «Нас венчали не в церкви», «Мелодия белой ночи», «Блондинка за углом», «Проверка на дорогах», «Каникулы Кроша», «Необычайное пари», «Не стреляйте в белых лебедей», «Последняя жертва» и др. С Исааком Шварцем в кино работали замечательные дирижеры Ю. Темирканов, Э. Хачатурян, А. Лазарев, В. Понькин, Е. Колобов, В. Джордания, М. Эрмлер. Когда знаменитый японский режиссер Акира Куросава начал снимать в России свой фильм «Дерсу Узала», из многочисленных композиторов, с чьей музыкой он познакомился, он выбрал именно Шварца. И не случайно. Музыка Шварца входит в фильмы как неотъемлемая часть их художественной сущности, вступает в полифоническое взаимодействие со зрительным рядом, открывая в запечатленных образах заранее непредставимые глубины. Композитор обладает замечательным умением «не иллюстрировать события на экране, а лирически осмысливать их в музыке» (В. Мотыль). Это высоко ценят режиссеры. Владея разными типами композиторской техники, Исаак Шварц превыше всего ценит в музыке искренность, простоту, мелодическую естественность, его музыка насыщена добротой и человеколюбием. Композитор всегда остается верен своей музыкальной стихии, где нежная мелодичность, грустная улыбка и драматизм объединены его любовью к героям, стремлением вместе с ними поразмыслить над их печалями и радостями. Многие мелодии, песни и романсы Шварца из кинофильмов сошли с экрана и получили самостоятельную жизнь в музыкальном быту и на эстраде, принесли автору всенародную любовь: Вальс и «Песенка кавалергарда» из кинофильма «Звезда пленительного счастья», песня «Ваше благородие, госпожа разлука» («Белое солнце пустыни»), романс «Наряд подвенечный» («Нас венчали не в церкви»), песни из кинофильма «Соломенная шляпка» и др. В концертах исполнялись сюиты из кинофильмов «Егор Булычов», «Звезда пленительного счастья», «Мелодия белой ночи», «Станционный смотритель». Исаак Шварц удостоен Гран-при на многих международных кинофестивалях, ему трижды присуждалась высшая кинематографическая награда России – премия «Ника». Особую роль в жизни композитора сыграли дружба и долголетнее плодотворное сотрудничество с поэтом Булатом Окуджавой, на стихи которого он написал 32 песни и романса. Многие из них стали поистине народными («Не обещайте деве юной», «Ваше благородие...», «Любовь и разлука», «Капли датского короля», песенки из кинофильма «Соломенная шляпка» и др.). Окуджава очень высоко ценил редкостный дар Шварца «извлекать музыку из самого стихотворения, ту самую, единственную, которая только и существует для каждой строки». В 2000 году композитор вновь обращается к симфоническому жанру, с которого начиналась его творческая жизнь. Он пишет Концерт для оркестра «Желтые звезды» (или «Пуримшпиль в гетто») в 7 частях. Идея создания этого сочинения возникла у него под впечатлением документальных записок одной из узниц каунасского гетто, особенно потрясших композитора описанием празднования Пурима – веселого еврейского праздника, ставшего в нечеловеческих условиях лагеря смерти праздником «с петлей на шее». Исаак Шварц посвятил свой концерт памяти шведского дипломата Рауля Валленберга, в годы Второй мировой войны спасшего от смерти десятки тысяч евреев. Концерт «Желтые звезды» – лирический гимн мужеству, мудрости, достоинству и чувству единства людей, преодолевших страх гибели. После премьеры, состоявшейся 10 мая 2000 года в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича (дирижер В. Альтшулер), концерт исполнялся в Москве Российским национальным оркестром (дирижер П. Сорокин), в Киеве (дирижер Р. Кофман) и снова в Петербурге (дирижер Н. Алексеев) – каждый раз с неизменным успехом. В 2002 году концерт «Желтые звезды» был записан на компакт-диск в исполнении Владимира Спивакова и Российского национального оркестра. И.И. Шварц – народный артист России, лауреат Государственной премии России, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России и Российской академии кинематогарфических искусств «НИКА». В 2000 году ему была присуждена Царскосельская художественная премия «За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIX–XX веков». В 2003 году И.И. Шварцу присвоено звание почетного гражданина Ленинградской области. Жил и работал в Санкт-Петербурге. Скрыть...
Популярные аккорды Исаак Шварц:
алфавиту | просмотрам | случайно
Наверх